воскресенье, 30 марта 2014 г.

Конференция. День третий. «Объясняшки»

— Ну и как тебе Гевлич?
— Гевлич крут!
— «Гевличкрут»... Звучит как магическое заклинание.

О мастер-классе Сергея Гевлича мечтала с февраля. Но непременным условием посещения МК был iPad. Старшеклассники у меня какие-то безайпадные. Бросилась к восьмому классу с просьбой, но снова неудача: кто-то на каникулы в экзотику уезжает, кому-то родители не разрешили (оно и понятно, я тоже не отдала бы безумной тётке), у кого-то позавчера сломался. Как хорошо, что есть бывшие (то есть давно школу закончившие, бывших детей не бывает) пионеры! Договорились так: я сейчас покупаю в «Юлмарте» то, что профессионально-стремительным оком выбрал хороший мальчик Лёша, а после мастер-класса сдаём, если не пригодится.

Сергей Гевлич далёк от педагогики, но то, как виртуозно была выстроена работа с нами, достойно восхищения. По сути это был двойной мастер-класс: как создавать «Объясняшки» и как проводить МК.




  1. За несколько дней до события участникам был разослан документ с необходимыми ссылками, где наглядно и лаконично было прописано, ЧТО, ЗАЧЕМ И КАК будем делать.
  2. В начале мастер-класса ещё раз прорисованы все этапы и чётко обозначено время на их прохождение.
  3. Для каждого участника была заготовлена подробная инструкция с текстом и весёлыми картинками.
  4. Жёсткий регламент!
Как это было

Разделились на группы, на большом листе появляются темы будущих «Объясняшек». 10 групп определились, остальные пока думают. 


— Если через минуту не добавятся другие темы, группы будут расформированы, их участники присоединятся к тем, кто справился с заданием. 

Ещё 3 записи появились моментально. Отличный приём, беру на вооружение!

Обсуждение внутри групп шло непросто: приходилось генерировать идеи, договариваться с коллегами, переубеждать, приводить аргументы, соглашаться, спорить, уступать, идти на компромисс, отстаивать свою точку зрения, искать иные варианты. 


Самый интересный процесс — «переопыление»: группа рассказывает о своих замыслах, а члены другой команды играют в инопланетян, то есть задают идиотские вопросы, ответы на которые очевидны. Это очень важный этап, он помогает взглянуть на сделанное тобой с другой стороны. И тут нас подстерегала ловушка: дело в том, что учителя не умеют задавать глупые вопросы, не разрешают себе быть детьми. Специфика аудитории. Будь мы внутри себя посвободнее, было бы в данном случае больше пользы.


Написание текста — дело, на первый взгляд, нехитрое. Но ведь потом его нужно прочитать несколько раз, понять, как он будет звучать, выбросить всё ненужное, перекроить фразы, постоянно помня о том, что за словом будет стоять изображение. И снова спорим, предлагаем, не соглашаемся, переделываем, меняем слова местами, оттачиваем текст.


Рисуем. «Мы пахали: я и трактор!» В нашей группе эту миссию благородно взял на себя хороший человек +Александр Кононов , который тайно надеялся про реликтовое излучение и космические телескопы рисовать. А пришлось упаковывать проект «Читать не вредно — вредно не читать!» в птичек-зверюшек-дерево. Не только не стал спорить, но ещё и сумел внести тихим голосом в наши безумные идеи-предложения здравый смысл. Как удалось, не ведаю. Вроде бы всё время молчал и смотрел на нас мудрыми глазами.


Кстати, в процессе рисования тоже постоянно возникают новые идеи-образы-смыслы. Обсуждали  и утверждали прямо на ходу. Здесь уже не до споров: дедлайн! А хорошо было бы до этого этапа распечатать текст в табличку на две графы: слова — образы. Но не было такой возможности.

Финал. Просматриваем ролики. Не устаю удивляться, какие вокруг талантливые и работоспособные люди. Всё можно посмотреть в сообществе Конференции (раздел мастер-классы).

Сам Сергей Гевлич поднялся над высотой и увидел всё происходившее вот так. Победители гордились лаврами, но непременно хотели заполучить в подарок книгу. Хотя я на их месте выбрала бы невероятно удобно устраивающиеся в руке карандашики. Тексты и в сети найти можно рано или поздно.

Трансформация сознания

С айпадом никогда не работала, кнопочки неведомые. Методом ненаучного тыка после прочтения инструкции «Объясняшек» наваяла безобразную ерунду:



НО! Это был опыт постижения: куда говорить, на что жать, как резать (потом пригодилось на МК, когда я отлучилась на момент озвучки, а коллеги записали всё единым массивом и принялись рисовать). Читать, читать предложенные ДО мастер-класса тексты надо! Перевёрнутый класс медленно входит в сознание учителя.

Таков был результат нашей пятичасовой (мало времени!) деятельности с коллегами. Кривоватость изображения объясняется нашей технической неграмотностью: начали рисовать на  экране, который во время тренировки случайно раздвинули пальцами.



Утром +Maria Sonina, опасаясь меня разбудить, полушёпотом озвучивала свой ролик:




Выводы

  1. «Объясняшки» — это НЕ сервис для создания мультфильмов.
  2. Смыслы упаковывать трудно.
  3. Но можно. И есть примеры. Да-да, именно раздел «Примеры» и смотреть. Они разные, но качественные.

Куда бежать и что делать?

Если у вас есть iPad, то купите программу «Объясняшки». 99 рублей (две пиццы и компот в школьном буфете) вас не разорят.

Попробуйте создать что-нибудь разумное. О результатах сообщите в комментариях. 

Айпад сдавать обратно не буду. «Гевличкрут!»

P.S. 31 марта +Maria Sonina попросила у Сергея разрешение отсканировать раздатку МК, в ответ получила этот документ: Упаковка СМЫСЛОВ в формат визуальных ИСТОРИЙ. Пользуйтесь, друзья! Там в конце очень важная ссылка.




Спасибо +Жанна Ховрычева и +Ирина Панфилова за фотографии.

16 комментариев:

  1. Отличный опыт мы получили на мастер-классе. Человек с не педагогическим образованием, а такой виртуоз! В восторге от работы Сергея, и от приложения. Тоже теперь хочу айпад (особенно по такой цене, как ты купила).

    Карандашики от "Объясняшек" крутые! Ты сама видела, что я нарисовала ими за три дня конференции.

    А озвучка у утреннего моего ролика такая получилась ещё и из-за моей неожиданной простуды.

    Лена, ты молодец, всё уже успела проанализировать/описать. Я вот только в начале этого пути...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как ты говоришь, если такие люди есть в бизнесе, то за будущее страны можно волноваться немножко меньше.

      Удалить
  2. Я, к сожалению, на МК не попала. Это, знаете ли, тонкое искусство-выбрать грамотный МК). Но, когда человечество с Конференции стало выкладывать свои Объясняшки, я взяла лопату и пошла копать Интернет. Не сразу я нашла презентацию про велик, сделала, поняла и захотелось большего. Отослала "Гевличкрут"у свой аккаунт, сижу читаю методичку про "Упаковку смыслов". После велика замахнулась сразу на Северную войну http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=kGvj3a2s3fo. Это моя вторая в жизни объясняшка. колхоз,но мой собственный.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, с мастер-классами никогда не угадаешь (если не идёшь на конкретного человека), как оно там сложится.

      Жаль, что Методичка пока в статусе черновика, я поэтому и не стала давать на неё ссылку. Будет готова — непременно добавлю.

      Ваш весёлый Пётр I позабавил. И текст в духе «Сатирикона» тоже.

      Удалить
    2. Очень понравилось! Одно замечание - флаг у России уже тогда был Б-С-К. Перепутался у Вас на ветах просторов Смоленщины...

      Удалить
  3. Лена, ну ты теперь совсем крутая... с айпадом, да ещё и рисующая, аки Зинаида Серебрякова))
    Здорово! Всё, что связано с освоением нового, но не просто освоением, а будущим расповсюживанием среди пионеров.
    "Муж и жена - отличия" - глубоко)
    Каррр!
    Классно!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, вот как раз с расповсюживанием среди пионеров пока трудно, ломаю голову над сценарием, как и зачем применить. Это ведь не просто рисовалка.

      Удалить
  4. А на Фейсбук какие обсуждения! Как-то я ФБ не рассматривала ранее в качестве некого блога...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я тоже на ФБ не живу, лишь использую аккаунт для входа куда-нибудь, а оказывается, что у многих приличных людей там самая активность и происходит.

      Удалить
  5. Ответы
    1. Спасибо, Алла. Всё происходит через муки творчества и страдания.

      Удалить
  6. ЗАВИДУЮ БЕЛОЙ ЗАВИСТЬЮ. Только про "Объясняшки" и слышу.)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Попробуйте, Светлана, Вам понравится.

      Удалить
  7. Здравствуйте!

    Стала читать Ваш блог недавно. Я не учитель, я- родитель, который хочет , чтобы его дите развивалось гармонично и в духе времени. Очень много черпаю у Вас идей. И вдохновляю учительницу)))). Недавно они с детьми сделали книжный шкаф, который Вы так удачно показали.
    Летом буду самостоятельно осваивать "Объясняшки". Спасибо Вам за труд и щедрость!

    Хотелось бы спросить у Вас, как у профессионала, какие программы для учебы нужно освоить в первую очередь? Мой сын заканчивает 4-ый класс. СПАСИБО!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лоренца, простите, что так поздно отвечаю.

      Родитель у меня в блоге — гость нечастый, а потому особенно дорогой. Да ещё и правильный родитель! Хорошо, что у вас учительница такая отзывчивая, радуюсь, что это не патологией, а естественным проявлением человеческих отношений становится. Значит, сыну Вашему в школе хорошо.

      К сожалению, не знаю, какие «программы для учебы нужно освоить». Вы говорите об образовательных или о компьютерных? Лоренца, сейчас уже понятно, кто возьмёт 5 класс на будущий год. Попробуйте поговорить с потенциальным классным руководителем. Как он (она?) видит общение с детьми? Здесь трудно давать советы. Всё зависит от тех людей, к которым придёт Ваш мальчик.

      Сначала будет трудно: ребёнку придётся подстраиваться ко многим взрослым. Но верю, что Ваш сын сильный и мудрый, как Вы. Всё будет хорошо, надо только пережить первую четверть.

      «Объясняшки» лучше, наверное, осваивать не самостоятельно, а вместе с ребёнком. Дети мудрее нас иногда.

      Удалить
  8. Спасибо огромное за ответ!

    В прошлом месяце перечитала весь Ваш блог. Немного взгрустнулось, хочется такого преподавателя и своим детям...

    Конечно же меня интересовали компьютерные программы, я немного скептически отношусь к самостоятельному изучению образовательных, дополнительно к школьному стандарту. А вот компьютерные очень привлекают, к тому же наши учителя в этом отношении немного более пассивны, чем Вы. А ребенок все равно больше всего любит комп, так пускай он его любит хотя бы с пользой.
    А вот "Ваш-наш" книжный шкаф. http://pleyada4a.blogspot.ru/2014/03/blog-post_19.html
    Спасибо большое!

    ОтветитьУдалить