понедельник, 2 сентября 2013 г.

«Что мне дала и что у меня отняла школа?»

Традиционно в каждом выпуске прошу написать такое сочинение.

— А подписывать надо?
— Оценки будут?

Не надо. Не будут. Жизнь сама потом расставит и оценки, и места. У меня таких излияний в бумажном виде целая коробка на даче хранится. Долгие зимние вечера в кресле-качалке у камина лет через 20 обещают быть нескучными.

Почему не попросила сделать всё в Google документах? Понимаете, мне очень важны эти рукописные листы: они живые.



Лейтмотив всех высказываний за прошедшие годы: «Школа дала друзей и забрала много времени на ненужное». Сейчас ситуация несколько изменилась.

Избранное из сочинений 2013 года


Дети мои, если вы не хотите, чтобы ваши слова присутствовали в этом посте, сообщите, пожалуйста. Удалю. Орфографию и пунктуацию кое-где исправила (авторские знаки не трогала), стиль ваш распрекрасный оставила.

  • Когда я пришёл учиться в школу, мне очень понравилось. Первой моей оценкой была пятёрка, получив её, я сильно обрадовался и старался хорошо учиться. Школа дала мне воспитание, характер, знания, лучших друзей, с которыми я буду идти по жизни, друзья — это те люди, которые всегда рядом, даже если ты один, ты не одинок. Школа подарила мне девушку, воспитала во мне чувство ответственности, заботы и верности своим близким. Только сейчас я понимаю, что расставаться со школой очень тяжело. За 11 лет я привык к ... преподавателям (многоточие поставлено автором, потом над ним галочкой вставлены слова «замечательным, любящим»), к каникулам, к урокам, к нудным, но любимым домашним заданиям. Уходить из школы — чувство, сравнимое только с чувством, когда человек уходит из семьи во взрослую жизнь. Тоска, грусть, печаль. Единственное, что, может быть, отняла у меня школа, — это время на тренировки и, очень редко, свободное время. Подводя итог, можно сказать, что школа — это наша молодость, место, которое мы будем помнить всю жизнь.
  • Лично для меня школа была большой ступенькой, которая отделяла меня, семилетнего несмышлёныша, от семнадцатилетнего юноши. За эти годы во мне изменилось многое, если не всё. Именно в школе у меня была первая любовь, здесь я нашёл много верных товарищей и подруг. Возможно, учителям я запомнился как бездельник и оболтус, но ведь это неважно в сравненни с тем, сколько было нами всеми тут испытано и пережито. На самом деле я не считаю, что школа могла вообще что-то забрать. Она, наоборот, только давала, как говорится, бери — не хочу. Начальную школу не забуду никогда, ибо мне в то время хотелось ходить в школу не потому, что есть уроки или можно побегать, а поговорить с ребятами. Я буду часто приходить сюда.
  • Школа дала мне многое: друзей, без которых, я думаю, мне не жить, всякие свидетельства, дипломы, грамоты, а самое главное — знания, с ними мы пойдём дальше. Школа научила думать, наблюдать, фантазировать. Конечно, школа немало и отняла: к примеру, время. Но я думаю, это того стоило. А знаете, школа — это прекрасно! Ведь помимо того, что мы получали знания, мы влюблялись, учились прощать предательство и ложь. Поэтому, как бы мы ни говорили иногда, что не любим школу, что там скучно и надоедливые учителя, мы всё равно будем помнить эту пору, наш второй дом, где мы провели детство и практически всю юность.
  • Школа научила меня бороться и не лениться, особенно это было заметно в старших классах. В школе я нашла друзей, не знаю, будем ли мы общаться через 5-10 лет, возможно, я никогда не увижу некоторых, но пока мы вместе. Также школа научила меня терпеть и привыкать к тому, что кто-то тебе не нравится. В школе нас все любят, знают по имени. Я умею быстро оценивать ситуацию, работать в коллективе — все эти навыки обязательно пригодятся в дальнейшем. Что же касается того, что у меня отняла школа, то на ум приходят только время и нервы. Сидишь, делаешь домашнее задание, в то время как все гуляют. Столько слёз пролито из-за оценок, из-за ссор с учителями! Иногда я думала: «Всё, не вернусь в эту чёртову школу!» Но теперь я понимаю, что школа — лучшее место в мире! Раньше мне говорили, что школа — второй дом, а я не понимала и не хотела понимать этого, но теперь я осознаю, что это так. И я очень рада, что росла именно в этом «доме»!
  • Когда я пришёл в первый класс, мне было очень сложно учиться. Я стал хорошо учиться только к шестому классу. Школа — это место, где мы проходим множество испытаний. Школа дала мне веру в себя, в свои силы, воспитала во мне характер, чувство ответственности, дала мне много знаний, и я стал очень трудолюбивым и упорным. Школа дала мне лучших друзей, которые во всём и всегда меня поддерживают. Я очень благодарен учителям за то, что я стал таким, какой я есть. Я не могу сказать, что школа у меня что-то отняла. Я думаю, что школа дала мне всё, что только можно.
  • Школа научила меня выбираться из сложных ситуаций, мыслить так, как требуют те или иные обстоятельства. Ещё он научила меня разбираться в людях, может, и не очень хорошо, но всё же... Я научилась выражать своё мнение, отстаивать свою точку зрения. 
  • Ты познаешь, что такое дружба, радость, счастье, предательство, любовь. Я не думаю, что школа у меня что-то отняла. Наоборот.
  • В школе было много всего: и хорошего, и плохого. Мне всегда всегда хотелось поскорее уйти из школы, а сейчас... Хочется задержаться тут хотя бы ещё на денёк. Школа дала мне очень многое. Я обрела себя, стала личностью, научилась жить и отстаивать себя, когда тебя все ненавидят. И, наверное, именно это позволили мне обрести стержень внутри себя, понять, что все мы уникальны. Также я поняла, что все люди достаточно странные, и самое главное — научиться принимать их такими, какие они есть, не меняя их. Возможно, и они научатся воспринимать и любить нас. Годы, проведённые в этой школе, подарили мне друзей, потом забрали их. И теперь я совершенно по-другому отношусь к слову «друг». Я встретила замечательных учителей, которые не раз мне помогали не падать духом и найти силы не сдаваться. Школа дала мне самый важный урок в жизни: несмотря ни на что оставаться собой, нести свет и тепло, которые внутри тебя, даже если кажется, что это никому не надо. Не сдаваться, не опускать руки.
  • Школа научила меня не бояться высказывать своё мнение, научила самостоятельности и работе в коллективе. Были и падения, и неудачи, но всё это давно забыто. В разное время школа давала и «любовь». Пусть детскую, смешную, но ведь это тоже какой-то опыт. Что отняла школа? Да ничего! Она должна была быть в моей жизни, и она была. Я благодарна всем за это время: и родителям, и учителям, и моим одноклассникам.
  • Самое главное, что дала мне школа, — это прочные знания и умение дружить.
  • Если бы мне задали этот вопрос даже год назад, я сказала бы, что школа отняла у меня часть детства и юности. Но сейчас я хочу сказать, что школа дала мне почти всё! Многие учителя оказали большое влияние на формирование меня в первую очередь как человека. Также школа показала мне дружбу, какой она может быть, как может меняться. Ещё, как и у многих, в школе у меня была первая любовь, которая тоже прошла, но оставила светлые воспоминания. Благодаря школе я знаю, что значит работать, я это умею. Я привыкла ставить цели и достигать их. Высокие оценки обязывали делать всё на высшем уровне, а теперь это стало принципом жизни. Школа способствовала тому, что я стала уверенной в себе, научилась брать на себя ответственность.
  • Я думаю вопрос о том, что у меня отняла школа, можно вообще не рассматривать. Что мне дала школа? Очень многое. Во-первых, друзей, общение, радость. Во-вторых, я открыла для себя новый мир. А класс и учителя за столько лет стали для меня ещё одной семьёй. Школа служила все эти годы определённым островом надежды, и за это я ей очень благодарна.
  • Наверное, как и у всех, в моей школьной жизни были ошибки, связанные не только с учёбой, но и с человеческими отношениями. На них я училась. Что отняла школа? Ну, немного нервов, конечно, и сна. А так больше ничего. Школа — это самое простое и счастливое время в жизни. 
  • Школа отняла у меня нервы, счастливые моменты детства, деньги за дорогую еду в столовой, сменку.
P.S. Все работы были подписаны. Спасибо.

Не всегда ваши дороги будут прямыми и ровными. Главное, чтобы они вели в правильное место. За тех, кто научился падать и вставать, я спокойна. 

56 комментариев:

  1. Спасибо за то, что храните все наши мысли, Елена Владимировна. Сейчас это читаешь и чувствуешь, что в душе что-то переворачивается.
    Действительно, жизнь сама расставит потом всё по местам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Настюша, чтО мысли? Души ваши, со мной соприкоснувшиеся, храню.

      Удалить
  2. Некоторые цитаты утащу для себя. До чего же мудры наши дети.
    "несмотря ни на что оставаться собой, нести свет и тепло, которые внутри тебя, даже если кажется, что это никому не надо. Не сдаваться, не опускать руки".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, от этих пионеров отрывала себя с трудом. Хотя знаю, что нельзя привязываться. Редкий случай, я ведь даже не была здесь классным руководителем. Но у некоторых детей были глаза гораздо мудрее моих.

      Удалить
    2. Лена, да как это - нельзя привязываться? Разве Это можно контролировать?
      если бы не было той привязанности и тепла - не было бы именно таких текстов, слов и действий.

      Удалить
  3. А я, пожалуй, про нервы, счастливое детство и сменку позаимствую.-))) Лена, а вот было бы интересно: предложить тем, кто писал это мини-сочинение лет 10-15 назад будучи школьником, написать его теперь - с высоты, так сказать, прожитых лет без школы. И сравнить показания.-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, цитируемое тобой сочинение состояло из двух фраз. Первая: «Надеюсь, Вы поняли, что это работа XXX».

      Спасибо за идею! Пойду подкину выросшим пионерам. Если они, конечно, найдут время среди семейных и рабочих хлопот.

      Удалить
    2. А мысль про "10-15 лет спустя..." пришла после того, как на одном блоге увидела обсуждение школьного времени. Так было странно, что 99 процентов писавших чувствовали себя в школе униженными и оскорбленными, столько желчи на учителей и одноклассников. Странно, правда?

      Удалить
    3. По-разному бывает... Может быть, решили боль выплеснуть.

      Удалить
  4. А я уже и забыла, что мы это писали. Очень интересно читать мысли людей, к которым так привязался. Теперь у каждого новое учебное заведение, коллектив, но я уверена, что все мои дорогие одноклассники всегда будут помнить друга друга и здороваться при встрече.
    А Вам, Елена Владимировна, огромнейшее спасибо за ВСЁ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сима, спасибо вам, что вы были в моей судьбе. Оглядываюсь назад и понимаю, что в моей работе всё-таки есть некий смысл.

      Про здороваться при встрече. К сожалению, так иногда получается, что некогда близкие люди вдруг, увидев тебя, переходят на другую сторону улицы. Когда в тяжёлое время это делала Анна Андреевна Ахматова, было понятно: не хочет подвергать опасности друзей или позволяет иным избежать ответственности. Но в XXI веке так делать?

      Ребёнок, это не про тебя, естественно.

      Удалить
  5. Спасибо, Елена Владимировна!

    Читаю, а на душе какое-то непонятное состояние. Столько всяких воспоминаний нахлынуло... Не забудьте нас позвать на зимние вечера у камина!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Зарина, 21 кабинет — по-прежнему территория разумной свободы. Мой дом открыт для всех.

      «И если я зелёная, то вся ваша!»

      Удалить
    2. Я помню. Про привязанность, это же действительно не контролируемо.

      Удалить
  6. Также школа научила меня терпеть и привыкать к тому, что кто-то тебе не нравится...

    Очень нужное качество по жизни!..
    Какие учителя, такие и дети! Лена, я хотела бы быть твоей пионеркой! (Даже не улыбаюсь!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну не совпали мы во времени, извини.

      Удалить
    2. Не только во времени, еще и в месте. Хотя, в НЕдалекой юности вполне могли пересечься где-нибудь на Петроградской стороне или в ЦПКиО...

      Удалить
  7. Да, и мы писали такое сочинение чуть более 10 лет назад. Я совершенно не помню, что писала в мае 2003 и даже было бы любопытно узнать: написала ли я правду или струсила и утонула в лестных высказываниях? Ведь тогда обиды, разочарования, несправедливость - все это мучило меня со страшной силой,но сейчас я понимаю, что все это и провоцировало меня на личностный рост и работу над собой, а в 17 это казалось трагедией всей жизни.
    Школа у меня ничего не отняла и многому научила: отстаивать себя и свое мнение, стремиться быть лучше, а в чем-то только лучшей, не бросать начатое, и, если вступать в спор, то только в аргументированный.
    Еще школа дала мне друга, с моей Климовой мы бережно несем нашу дружбу через годы и немалые расстояния, школа дала мне первый поцелуй и, кажется, Лисицыну Вовке тоже ;) Еще школа дала фантастический лодочный поход на 10 дней, подарила бесконечную любовь к Базарову и этот невероятный восторг от прочтения "Мастера и Маргариты", когда не торопишься читать, а оставляешь странички на завтра.
    Вернуться назад? Нет, я бы не хотела, но я искренне благодарна тому времени за преподнесенные уроки и полученные навыки, благодарна родителям, которые не дали мне потухнуть и сдаться, Елена Владимировна,благодарна Вам за то что Ваши занятия (а это были не уроки, а именно занятия), предопределили мой дальнейший выбор профессии и сильно повлияли на мое сознание. СПАСИБО!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вита, я непременно перечитаю твоё сочинение, когда окажусь на даче в следующий раз. Хотя, думаю, теперь это уже не столь важно. Спасибо за откровенность и мудрый взгляд через десятилетие.

      Удалить
  8. Спустя семь лет после окончания школы впервые задумалась о том, а что же мне дала школа и что отобрала. Задумалась. Стала анализировать. И столько всего вспомнила хорошего о школе, как будто опять вернулась назад в прошлое.
    Школа, в первую очередь, сделала из меня человека, закалила мой характер, подготовила к трудностям повседневной жизни. И, конечно же, дала знания. Хотя поначалу после школы казалось, что знания школьные, навряд ли пригодятся, мол, зачем мне в жизни вычислять логарифмы или составлять химическую формулу. Но, позже, когда я уже стала работать с документами, заметила, что в документах допускают сотрудники массу ошибок, которые просто резали мне глаза и слух. Стала исправлять, подсказывать коллективу, как правильно склонять слова и составлять предложения. И теперь весь мой коллектив консультируется со мной при составлении документов. Вроде мелочь, а приятно. И всегда вспоминаю школу, и понимаю, что не зря правила по русскому языку учила.
    Школа мне подарила настоящих друзей, с которыми я встречаюсь и общаюсь вживую. И всегда, когда мы встречаемся, мы вспоминаем нашу школу и школьные годы. Вспоминаем наших учителей, наши победы и промахи, как мы учились и как мы вели себя в школе.
    Со школой связана масса положительных воспоминаний, таких как первая любовь, любимый учитель, последний звонок, выпускной вечер. И все эти воспоминания вызывают в душе яркий фонтан эмоций, и если бы не школа, сегодня у меня на душе не было бы так тепло.
    Отняла школа у меня только две вещи – это время и нервы. Сколько было пролито слез из-за оценок, из-за критики учителей, потрачено времени на подготовку домашнего задания, которое не всегда давалось легко.
    И даже сегодня, видя, что происходит с системой образования России, могу смело сказать, что и сегодня школа для учеников это второй дом. Дом, который в их сердце останется после окончания школы навсегда и будет согревать теплыми воспоминаниями в течение всей жизни.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анюта, «правильно склонять слова» — это, наверное, про числительные? С ужасом слушаю речь дикторов на центральных каналах: такое впечатление, что во второй четверти 6 класса они все болели и школу не посещали.

      Спасибо за отклик, ребёнок.

      Удалить
  9. Пишет Елена Всеволодова (Мацкевич), выпускница 2005 года:

    «Школа... Мне кажется, что это так давно уже было. У нас был не очень дружный класс, это оставило свой отпечаток. Но со временем в памяти остаются только приятные воспоминания. Школа подарила мне замечательную подругу, с которой я поддерживаю связь до сих пор, с которой любим повспоминать те беззаботные и веселые времена. Школа дала нам не только знания в науках, но и научила правильно мыслить, рассуждать, общаться. Внеклассная жизнь школы поглощала нас с головой, порой мы проводили там времени больше, чем дома.
    Что отняла школа? Этот вопрос сложнее, разве что свободного времени оставалось мало на различные гулянья с друзьями. Хотя, может это и к лучшему, мы были постоянно заняты, развивались правильно, времени на пустую трату времени уже не оставалось.
    Конечно, ничего уже не вернуть, но в памяти навсегда останется тот кусочек жизни, когда мы из детей превращались во взрослых самостоятельных людей».

    ОтветитьУдалить
  10. Что отняла школа? Детские иллюзии, в первую очередь. Этот мир довольно жесток, и не каждый будет смотреть в твою ранимую детскую душу, прежде чем туда плюнуть. Но это неплохо, хорошая закалка. Что приобрела в школе? Да массу всего полезного. Пару комплексов например :), но научилась с ними бороться, научилась самоиронии. Когда трезво оцениваешь свои недостатки, без нее никуда. Общение, естественно, куда без него в школе. Умение подстраиваться под внешнюю среду бывает довольно ценным, главное себя при этом не потерять, но пока вроде справляюсь. Самоанализ, тоже из школы. Я хоть была довольно общительной девицей, но в больших компаниях терялась(глупость какую-нибудь ляпнуть - это про меня). Анализируя свое поведение, со временем начала думать, прежде чем говорить. А вот за умение мыслить не шаблонно, тебе, дорогая крестная, мое искреннее и нежное спасибо! В целом, не могу сказать, что в школе мне было плохо, было по-разному. С теплотой вспоминаю наших учителей. И даже директора , бег от которой, по всей школе (не так одета, ярко накрашена, сережки вызывающие и т.д.)развили навыки партизана:))).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дорогая крестница, не принесла тебе я в школе волшебных башмачков, прости уж. Сейчас оглядываюсь назад и понимаю, что это была чистой воды авантюра: мне 20 лет, учусь на дневном, девятым-десятым-одиннадцатым уроком рассказываю вам про ЖИ-ШИ и пытаюсь как-то воспитывать. ЧтО я тогда понимала про жизнь и про детей? Но я пыталась вас услышать.

      Спасибо за искренние воспоминания, партизанка. Чувство юмора — опознавательный знак среди созвучных, это да.

      Удалить
    2. Авантюра удалась! Грузите апельсины бочками! Не оглядываясь на завистников, которые по старинке, и глаза не горят…Какое счастье, что есть такие как ты. Я помню твой энтузиазм, и студию, и чтение перед уроком. И горжусь тем, что у меня была такая классная классная Мама! :)

      Удалить
  11. Здравствуйте, Елена Владимировна! Вот моё мнение: по школе я абсолютно не скучаю, я неоднократно себя спрашивала - хочется ли мне вернуть (вернуться в) то, якобы замечательное, школьное время или нет. Знаю, как многие уходя оттуда, потом скучают, грустят, тоскуют по школе. У меня такого, к сожалению или к счастью, ощущения практически нет. Да, были моменты, добрые, позитивные, которые иной раз приятно вспомнить, но негативных было всё-таки больше. Я ответственный, исполнительный, доброжелательный человек с непростым характером. Поэтому, видимо, у меня часто и возникали сложности не только в самой учёбе, но и взаимоотношениях с учителями и ребятами. Сколько переживаний,слёз, нервов и времени было потрачено в учебное время. Но не будь всего этого тогда, я бы не научилась работать в коллективе, преодолевать трудности, смотреть на себя со стороны, правильно оценивать ту или иную ситуацию, не стала бы более уверенной, решительной самостоятельной личностью. Школа для меня - это сложная, но важная и нужная ступень в жизни. Но школа жизни куда сложнее...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Танюша, светлый человек, спасибо. В школьные годы ты была для меня хрустальным лучиком, постоянно ускользающим из рук. Но я помню, как твои родители с гордостью показывали мне твои рисунки, вынимая их из самых невообразимых мест не очень большой комнаты. Я видела, как светятся их глаза. Возможно, тогда я поняла, что такое счастливая семья.

      Удалить
  12. Почитала предыдущие комментарии и задумалась, что же дала и что у меня отняла школа?
    С высоты прожитых лет кажется, какая это малость 10 лет школы, по сравнению со всей жизнью! Ничего особенного я не помню!
    Но поразмыслив несколько дней, я вспомнила.
    Школа дала мне самого ДУШЕВНОГО учителя. С которым можно и чаю попить, и в театр сходить, и песни под гитару попеть.
    После школы, мы еще года 3 переходили на ты, но зато теперь Лена мой самый близкий человек, крестная моего младшего сына.
    Со времен школы у меня осталась парочка друзей с которыми, как говориться-и в горе и в радости. И это ли не важно?
    Еще вспомнила! В школе я познакомилась со своим будущем мужем, мы учились в одном классе и поженились через пару лет после школы. Теперь у нас двое замечательных сыновей.
    Получается, что школа написала сценарий моей будущей жизни! Именно тогда зародилось все то, что дорого мне по сей день!
    Что же отняла у меня школа? А я и не помню!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наш с тобой случай, Олюшка, из ряда вон выходящий: бывшая ученица — лучшая подруга. С годами разница в возрасте перестала ощущаться.

      Помнишь, как дивно мы рассказывали на два голоса письмо Татьяны на третьем этаже? А сказку про Федота-стрельца? Память почему-то сохранила только весёлую атмосферу репетиций и посиделки под гитару после них. Все вечера мы пропадали в школе. Когда только вы успевали делать уроки, а я к ним готовиться?

      Долго размышляла над фразой: «Получается, что школа написала сценарий моей будущей жизни!» Наверное, это так. Спасибо за отклик. Расцелую при встрече.

      Удалить
  13. Дорогие ученики, родители и руководители этого бесподобного Учителя! Я не знаю, от кого это зависит и кто это должен делать. Но Елену Владимировну надо выдвигать на соискание государственной награды или на Почетного и заслуженного учителя Российской Федерации!
    Не слушайте, если она будет отнекиваться и говорить, что она работает не для этого! Да, не для этого, но страна должна знать своих героев!!!

    ЧУМработница, может, ты ее хотя бы от НАО как-то выдвинешь?..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, не надо меня никуда двигать! ЧУМработница, не слушай безумные речи из далёкой Англии. Я просто счастливый человек, потому что люблю свою работу. Не мешайте быть счастливой.

      Удалить
    2. Я ж говорила, что она именно так и скажет! :)
      Надо, Лена, НАДО!

      Удалить
    3. Лена, которая Рубрик,мы и так Елену Владимировну поддерживаем как можем колбасой и даже за Тотальный диктант Тоталь, наш партнер по диктанту, ей выделил отдельный сувенир.
      Насчет звания - она очень неудобный для начальства учитель, а звания дают удобным.
      И к тому же нездорова она - палата № 6 по ней плачет: придумывает всякие проекты себе на одно место, детей просто так любит:-))

      Удалить
    4. Лена, которая Воронина, не ругайся - запятых недодала в вышенаписанном каменте. Буду работать над собой!

      Удалить
    5. Подтверждаю: НАО в лице ЧУМработницы регулярно поддерживает учительский организм различного рода деликатесами из оленины и довела оный уже до ста килограммов. Сувенир замечательный — необычная флэшка — тоже есть, хотя Тотальный диктант я писала в Санкт-Петербурге. А что ещё человеку надо для счастья? Только школа. Я же говорю: учитель — это диагноз.

      Удалить
    6. Раз питание в очереди в палату номер 6 - усиленное, тогда можно быть спокойной, что знания не покинут Елену Владимировну на середине дистанции. НО. Для того, чтобы эти знания более успешно пропихивать по месту назначения в умнейшие пионерские головы, было бы очень полезно обзавестись регалиями!

      Удалить
    7. Не-а, как говорят мои дети. Не прибавят медали-грамоты ничего. Отнять могут. Поэтому не надо.

      Удалить
  14. Что мне дала школа? Навыки общения, полтора друга, кучу забот, научила здоровому пофигизму, помогла мне стать тем циником и эгоистом, каким я сейчас являюсь. При этом нельзя сказать, что она что-то у меня отняла. Только если детское отношение ко многим вещам. В общем школьное время было для меня не очень радужным. В силу некоторых моих внешних особенностей мне было не всегда просто общаться со сверстниками. Всё время учёбы меня пытались морально сломать, раздавить, подмять. Наверно именно это закалило меня, сделало более невосприимчивым к нападкам. Возможно жёстким к незнакомым людям. Наверно менее приветливым, более закрытым.

    Тем не менее, было очень много хороших моментов. Может быть я помню только те, которые сильно значимы для меня: турслёт, где я был самым крутым, так как умел делать на природе больше всех, например.

    Если говорить о том, что я помню о школьной жизни, то вспоминаются в основном сильно негативные моменты: как я подрался почти со всеми одноклассниками одновременно, как предвзято ко мне относились некоторые учителя, как я из за обиды не хотел учить определённые предметы.

    Подводя итог, могу сказать следующее: школа – это обязательная часть жизни, которая строит и меняет тебя. При этом кому-то сложнее, кому-то проще, но только от человека зависит, какой ты будешь, когда закончится этот период жизни. Сломаешься или закалишься, поумнеешь или наоборот, станешь идиотом. Школа – это сложный и мучительный процесс превращения себя в того, каким ты будешь дальше. Очень не многие кардинально меняют своё поведение и жизненные принципы после окончания школы. Хотя, конечно, бывают исключения.

    Прошу всех школьников, которые прочитают это, понять: РЕБЯТА, ВАША СИЛА В ВАС, А НЕ В ОТНОШЕНИИ ДРУГИХ К ВАМ! И будьте счастливы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лёша, если бы ты знал, как мне было трудно с тобой: немотивированные поступки, неожиданная агрессия, реплики с последней парты, на которые не знаешь, как реагировать...

      И как легко теперь, когда знаю, что множество проблем решится, если позвонить Лёше, который по-мужски возьмёт их в свои руки (видимо, давнее умение «делать на природе больше всех» сказалось).

      Спасибо за мудрую откровенность. Твои комментарии становятся значимыми для моих сегодняшних пионеров, как к посту «Мир узкий, как гроб», например.

      И напоследок: «полтора друга» — это сколько?

      Удалить
    2. Полтора - это такая очень относительная величина. Особенно про друзей. Потому, что если сказать "один" или "два", то все воспринимают это буквально. А полтора - это однозначно воспринимается таким образом, что вроде и не один, но при этом не много, не все.

      Дополняя: имеются в виду не только друзья-одноклассники, бывает так, что после школы не только одноклассники остаются друзьями.

      Удалить
    3. Бывает. К счастью, друзей и любимых мы выбираем сами.

      Удалить
    4. Не знаю, сами - тоже спорно. Но по крайней мере иллюзия выбора у нас есть.

      Завершая: прошу прощения за несвязность первого комментария. Писал на одном дыхании, то, что думал. Видимо по этому получилось не очень связно. Не Слава Сэ, хотя пытался... Когда-то. Не получается, хоть плачь:'(

      Удалить
    5. Не плачь, Лёша. До Славы Сэ дотянуться трудно. Если бы ты видел его глаза, когда они с Духовским пели! Утонуть можно в их мудрости.

      Кстати, Духовского слушать идём 25 сентября?

      Удалить
    6. Да, идём! Я Лене рассказал, кто это и как это, она тоже захотела. Так что мы рады были бы сходить!

      Удалить
    7. Просто запишитесь там в группе, и будет нам всем счастье.

      Удалить
    8. UPD: отписался на стене встречи ВКонтакте

      Удалить
    9. Алексей,спасибо за точные формулировки и чёткую жизненную позицию.
      Лена, дети у тебя и правда золотые. Аж гордость за них распирает!:-)

      Удалить
    10. Обычные у меня пионеры, Ира, как и в любой школе. И золотые, конечно, потому что любимые. По-матерински есть чем гордиться.

      Удалить
  15. У кого как,а у меня школьные годы-это самые лучшие и самые хорошие воспоминания,так уж сложилось,что не с чем больше сравнивать,не училась я после школы больше нигде.так уж получилось,что жизнь окунула меня с головой во взрослую жизнь,сразу после школы.как сказал,кто-то из Ваших учеников,школа-это последнее место,где нас любили.очень точно,в моём случае.что дала мне школа?наверное,умение мыслить,анализировать,самостоятельности.что не дала?не дала стать жестокой и озлобленной,не дала переступить черту,к которой была очень близка,даже не понимая этого.в школе я не отличалась особой дисциплиной,ни я одна конечно,но среди выпускников из нашего класса нет ни одного подонка и морального урода,даже среди двоечников.многих уже нет в живых,но это скорей беда того времени.с малых лет нам втирали про дедушку Ленина,а потом он стал кровавым деспотом.а потом вдруг настала вседозволеность,и хлынули на наши детские головы жвачки,сигареты,наркотики.вот меня,я считаю,от этого всего уберегла именно школа.завидую своим детям,каждый день в школе,они переживают столько эмоций...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот именно: «настала вседозволенность». И многие — даже взрослые — растерялись. Трудное взросление вам досталось.

      Смотрю сейчас на тебя, Лида, красивую, успешную, уверенную в себе мать троих детей, и сердце поёт! А ведь всё могло бы сложиться иначе, останься ты тогда, в 8 классе, в этом страшном подвале... Не мы тогда, а ты сама себя вытащила. Потому что сильная! Я горжусь тобой, ребёнок.

      Удалить
  16. Что мне дала или отняла школа? Сложно сформулировать одним или даже несколькими предложениями. Школьные годы не запомнились мне как что-то беззаботное и безгранично счастливое. Сложные отношения с одноклассниками, которые по разным причинам насторожено ко мне относились вплоть до старших классов, в итоге привели к тому, что сейчас я ни с кем не поддерживаю отношения. Именно школьная жизнь мне дала понять, что творческие люди (или чем-то отличающиеся от других) с трудом принимаются коллективом. И либо ты учишься жить в этих обстоятельствах, оставаясь «белой вороной», либо стараешься быть «как все». Но именно это научило меня отстаивать собственное мнение и оставаться собой несмотря ни на что.
    Конечно, в школе сформировались те черты, которые во многом определяют до сих пор мой характер. Например, вплоть до последних курсов университета я старалась хорошо сдавать некоторые экзамены только потому, что мне нравится преподаватель, интересен как личность. Чтобы просто его не расстраивать. Точно также и в школе, например, на уроках математики у Нины Александровны очень хотелось написать хорошо контрольную, чтобы она не делала потом замечаний, не переживала. Очень хорошо запомнился случай на черчении, когда весь класс стоял на ушах, пока учителя не было, а потом (уже в присутствии директора) никто не хотел сознаваться в участии в этом веселии. И мне было настолько стыдно за своих одноклассников, что я решила принять «удар» на себя и получить замечание в дневник как злостный зачинщик этого беспредела. Надеялась что-то доказать и изменить своим поступком. Естественно, это не получило никакого отклика у ребят, но твердая уверенность в правильности собственного поступка в итоге стала фундаментом для формирования обостренного чувства справедливости и даже некоторой «жертвенности» в моем характере. Не скажу, что это прекрасные черты характера, которые мне помогают жить, но тем не менее они во много мне характеризует сейчас. Безусловно, таких примеров у всех бесчисленное множество. И каждому сюжету из школьной жизни я искренне благодарна, поскольку они сделали мне такой, какая я есть.
    Школьные годы, несмотря на все недостатки, стали важнейшим этапом в моей жизни, которые стоило прожить хотя бы для того, чтобы сделать несколько главных открытий. 10 лет в школе привили мне любознательность, стремление к самообразованию и совершенствованию, которые определяют мой жизненный путь уже на протяжении 6 (или уже 7) лет после ее окончания. Поводом стало не желание хороших оценок, а искреннее восхищение некоторыми учителями, которые до сих пор являются для меня примером. Внутреннее благородство, интеллигентность и преданность своему делу поразили еще тогда. Наверное, именно эти люди стали главным открытием, которое я сделала в школе…которое очень сильно на меня повлияло, которое никогда не забудется.

    уф....как обычно краткость - не моя сильная сторона. Но надеюсь меня простят)

    ОтветитьУдалить
  17. Прочитал на одном дыхании! Алина, вам бы книги писать, здорово получается! Ну а по сути: тем, кто "не как все" всегда сложно в тесном коллективе, такова мораль современного общества. И максимально комфортно такому человеку может быть только в обществе таких же "не таких", как и он. Но жизнь сглаживает, дальше будет легче. Удачи!
    ЗЫ: было бы чем - позеленил!

    ОтветитьУдалить
  18. спасибо. странно слышать в свой адрес такой комплимент, ведь я не отличаюсь писательским талантом))да конечно легче, это же детство. тогда все воспринималось слишком близко к сердцу. к тому же нашлась любимая сфера деятельности и увлечений, где все сложности, которые я испытывала в школе прошли сами собой. В этом смысле мне очень повезло: искусство спасает мир и меня)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алинка, Алексис, не стала я влезать в ваш диалог, просто со стороны понаблюдала. Сколь причудливо судьбы пересекаются..

      Удалить